Неврология
О направлении
Детский врач – невролог ведет прием детей от 0 до 18 лет. Все органы и системы организма находятся под регулирующим воздействием нервной системы, поэтому причиной обращения за консультацией могут быть разнообразные жалобы.
На первом году жизни родителей должны насторожить следующие симптомы:
- Двигательное беспокойство ребенка, беспричинный крик
- Нарушения сна (затруднено засыпание, кратковременный, непродолжительный сон, с частыми пробуждениями
- Спонтанные вздрагивания, тремор ног, рук и подбородка
- Ритмичное качание головой, насильственные подергивания различных мышечных групп, дрожание всего тела, кратковременные замирания с изменением окраски кожных покровов (гиперемия, побледнение, цианоз), высовывания языка, имитация сосания, жевания, чмоканье
- Усиленное потоотделение
- Увеличение окружности головы
- Частые срыгивания, потеря массы тела, запрокидывание головы
- Нарушение ритма и глубины дыхания
- Ограничение объема активных движений, изменение мышечного тонуса, снижение мышечной силы
- Отсутствие интереса к игрушкам и окружающим людям
- Бедность эмоций
- Нарушение формирования речевых навыков
На 1-ом году жизни используются следующие методы обследования: нейросонография(НСГ), электроэнцефалография(ЭЭГ), компьютерная томография головного мозга(КТ), офтальмоскопия. Здоровые дети осматриваются в декретированные сроки (1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев, 12 месяцев).Дети, у которых имеются признаки поражения ЦНС, осматриваются с различной частотой, в зависимости от степени тяжести и клинических проявлений.
Лечение данной возрастной группы включает в себя массаж, гимнастику, физиолечение и медикаментозное лечение. Чем старше становится ребенок, тем более разнообразными могут быть предъявляемые жалобы.
Вот основные, характерные для детей дошкольного возраста:
- Нарушение цикличности сна и бодрствования, снохождение и сноговорение
- С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игры
- Легко отвлекается на посторонние стимулы
- Не может справится с самостоятельным выполнением заданий, не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций
- Часто теряет вещи, проявляет забывчивость в повседневных ситуациях
- Бесцельная двигательная активность
- Неуклюжий, часто травмируется
- Задержка развития речевых навыков(бедный словарный запас, отсутствие фразовой речи, нарушение звукопроизношения)
- Ограничение объема активных и пассивных движений
- Приступы потери сознания, «замирания»
- Головные боли, головокружения
- Дневное и ночное недержание мочи, кала
- Раздражительная слабость, эмоциональная истощаемость
- Навязчивые движения(тики)
- Повышение температуры тела при отсутствии соматических жалоб
В данной возрастной группе, используется более широкий спектр исследований: рентгеннограмма черепа, электроэнцефалография, эхо-энцефалография, реоэнцефалография, кардиоинтервалография, ультразвуковая доплерография сосудов головного мозга,электрокардиография, электромиография, компьютерная томография, офтальмоскопия. С момента, когда ребенок идет в школу,могут присоединиться жалобы, связанные со школьной дезадаптацией.
Они характерны для 15 – 40% школьников.В настоящее время выделяют 3 основных компонента: когнитивный(неуспеваемость, недостаточность знаний и навыков), личностный(отношение к учебе) и поведенческий(нарушение поведения в школе).
Основную роль в решении данной проблемы играют психологи и педагоги, но очень часто без вмешательства психоневролога, справиться с ней не могут.Школьная дезадаптация может быть, как следствием нервно-психических заболеваний(например – синдром гиперактивности и дефицита внимания), так и причиной их возникновения.Если вовремя не обратиться за помощью, то минимальные клинические проявления могут перейти в более серьезные – тревожные расстройства(ожидание неблагоприятного развития событий, патологическая тревога не связанная с реальной угрозой, боязнь быть отвергнутым, агрессивность, неуверенность, снижение самооценки, чувство взвинченности, нетерпеливости, невозможность раслабиться, усталость, быстрая истощаемость, чувство пустоты в голове).
Данное состояние требует наблюдения и лечения не только у невролога, но и у других специалистов(психиатр, кардиолог, нейропсихолог)
В возрасте 11-12 лет начинается период гормональной перестройки, и на этом фоне, присоединяются жалобы, характерные для синдрома вегетативных дисфункций (головная боль, головокружение, носовые кровотечения, повышенная потливость, изменение окраски кожных покровов, зябкость, плохая переносимость душных помещений, боли в области сердца, сердцебиения, нарушения ритма сердца, боли в животе, изменение массы тела, нарушение терморегуляции, нарушения дефекации, частое мочеиспускание, боли в ногах по вечерам или ночью).
Обычно такие дети находятся под совместным наблюдением с другими специалистами(ЛОР, окулист, аллерголог, кардиолог, гастроэнтеролог, эндокринолог).
Так же не следует забывать и о таких жалобах, как боли в спине.После проведения рентгенологического обследования и осмотра ортопеда очень часто-это сигнал о начальных проявления остеохондроза позвоночника.
Раннее выявление, и правильная тактика ведения данных пациентов, позволяет отсрочить появление осложнений данного заболевания. Наилучший результат достигается при взаимодействие двух специалистов – невролога и ортопеда.
Основные заболевания и симптомы, по которым обращаются к неврологу:
- Перинатальное постгипоксическое поражение ЦНС
- Детский церебральный паралич
- Эпилепсия
- Нарушения сна
- Гидроцефалия
- Невриты(лицевого, тройничного, малоберцового ит.д. нервов)
- Общее недоразвитие речи
- Минимальная мозговая дисфункция
- Внутричерепная гипертензия
- Мигрень
- Головная боль напряжения
- Синдром вегеоттативной дисфункции
-
о